ВВС на рыбалке – ЧП да и только

Эта история может показаться неправдоподобной, но все происходило в действительности. События стали достоянием широкого круга сослуживцев, и они обсуждали различные варианты случившегося. Но все авиаторы сходились в одном — ЧП было.

В тот год начало зимы выдалось снежное, но морозов сильных не было.

Иногда температура воздуха днем держалась на уровне двух-трех градусов ниже нуля. Заядлые рыбаки, как только выдавался свободный день, с раннего утра отправлялись на водоем. Но иногда возвращались совсем без улова. А когда клев был, то попадались только маленькие окуни.

Богатый ресурсами водоем

Заместитель командира вертолетной эскадрильи Юрий Михайлович Баранов решил съездить на УАЗике на зимнюю подледную рыбалку в Томскую область, на озеро Кирекское. Местные жители уверяли, что там водятся щуки до 20 кг весом. С собой Баранов взял командира звена Игоря Самойловича Яцкова и техника Ивана Юрьевича Малова.

У командира отпросились на три дня. К исходу понедельника рыбаки должны были вернуться домой. Выехали они в ночь с пятницы на субботу — около 2.00. Температура воздуха опустилась до минус 12 градусов. Как всегда, в начале пути все были оживлены, рассказывая друг другу разные рыбацкие истории, чаще всего о том, как ловили самые крупные трофеи…

Озеро Кирек, как его называют местные жители, считается жемчужиной треугольника между двумя великими реками Сибири — Обью и Томью. Оно находится на стыке Новосибирской, Томской и Кемеровской областей. Водоем слабопроточный — из него вытекает маленькая речка Кирек. Многие думают, что она впадает в реку Таган — правый приток Оби. Даже в некоторых официальных документах так указывается. Но действительности Кирек впадает в речку Оспа, которая и является притоком Тагана.

Я знаю точно, не из Интернета, а воочию. Начиная с малых лет ходил по тем местам с отцом на охоту и видел все собственными глазами. Но тогда еще не было Томского заказника, и озеро Кирек не считали памятником природы областного значения с его парой миллионов кубометров лечебного ила. Местные жители уверяют, что у водоема два дна. Одно — из водорослей и сапропелевого ила, а на 5-7 метров ниже — второе, песчаное.

Озеро подпитывается подземными ключами, поэтому даже в летнюю жару вода в нем прозрачная и прохладная. В Киреке обитают щуки, окуни, лини и чебаки.

Обходной маршрут

Добраться до места можно несколькими путями. Один из них, самый короткий, идет через Болотное и Кунчурук до самого водоема. Но наши авиаторы опасались, что эту дорогу могло занести снегом, так что решили сделать крюк и проехать через Курлек, до которого от Болотного было 135 километров. А потом еще до Кирека оставалось 45 км.

Дорога оказалась почищенной, УАЗик бежал уверенно. Почти в 8 часов утра они добрались до поворота на Кирек, остановились перекусить и поехали дальше. Путь шел через красивейшие места. Кругом виднелись вековые сосны так называемого урочища Калтайский бор. Сколько тайн хранит тайга? Наверное, потому человека и тянет всегда в густую чащу…

Вот уже и справа осталось озеро Ларино, на льду которого когда-то складировали заготовленный лес. Иногда его не успевали вывезти, и спиленные деревья весной тонули и засоряли водоем… А сейчас озеро активно осваивается туристами и рыбаками, особенно летом.

Когда УАЗик после Ларино повернул на север, к деревне Березовая Речка, сосны пошли вперемежку с кедрачом. Я когда-то ходил там пешком и знаю, что, чем ближе к урочищу Баталино, тем гуще и темнее становилась тайга. Сосны сменялись пихтой и кедрачом.

В тех местах жили и охотились супруги Дубровины. Когда-то они по заказу отлавливали маленьких медвежат. Люди были суровые и закаленные. Жена в возрасте 62 лет на спор переплыла пруд речки Малая Черная шириной более 50 метров. При этом на улице стояла холодная погода, а у берегов образовался ледок. Спустя 20 лет женщина могла в разгар зимы выходить из дома без обуви и спокойно общаться со знакомыми с четверть часа. Я сам это видел, потому что был ее племянником. Она прожила до 92 лет…

До деревни Березовая Речка наши рыбаки доехали без особых приключений. А оставшиеся восемь километров до Кирека пришлось буквально штурмовать дорогу. УАЗик двигался по следу трактора, прошедшего с санями. Средняя скорость не превышала 4 км/ч. Когда достигли озера, был почти полдень.

Первый улов

К удивлению приехавших, на льду водоема уже находилась группа рыбаков в 12 человек. Все они прибыли из Томска. До деревни доехали на своих машинах, а там уговорили тракториста и на его транспорте за час добрались до Кирека.

Авиаторы выбрали место поближе к камышам, у северо-восточного берега озера, и пробурили по семь лунок на брата. Потом прикормили и приступили к самому интересному занятию, к которому так стремились последние сутки.

Наживка у них была, но все-таки следовало подумать и о будущем. Предусмотрительный Игорь Яцков, пробурив поближе к берегу три лунки, сделал из марли мешочки. Положил туда по маленькому кусочку мяса и опустил с грузом на дно — в ил. Конечно, можно было использовать в качестве приманки и рыбу. Но наши авиаторы никогда не брали ее с собой на подледный лов, потому что были суеверны, как и большинство летчиков.

К радости путешественников, небольшие окуньки принялись клевать почти сразу же. А вот чебака пришлось ждать долго. Но потом и эта рыба стала изредка цепляться на крючок. Причем попадались экземпляры, идеально подходящие на роль живцов.

Жерлицы для хищниц

Тут уже в дело вступил опытный щукарь — Иван Малов. Если он выезжал на зимнюю подледную рыбалку, то лишь в редчайших случаях возвращался без хищницы. Ему принадлежит местный рекорд по добыче трофейной щуки. Года за три до этой поездки Малов выловил зубастую весом чуть более 18 килограммов. Рыбина попалась в Симане, протоке Оби, недалеко от деревни Батурино. Я видел эту щуку на фотографии…

Малов на разной глубине поставил несколько жерлиц. Для переноски живцов он использовал резиновое ведро, сделанное из старой камеры колеса вертолета Ми-8. Можно было изготовить подобное и из автомобильной шины. В такой таре живцы не замерзнут, не то что в металлической посуде. Да и лед со стенок резинового ведра легко осыпается.

Справедливости ради надо заметить, что Иван поставил три жерлицы на мелководье, у камышей, где водились маленькие окуньки. Давно замечено, что такие юные «матросики» стараются держаться около растений. Иногда туда заглядывают и крупные полосатики. Вот Иван и попытался предложить наживку, надеясь поймать трофейный экземпляр. Все, за что Малов брался, делал внимательно и основательно, как будто обслуживал вертолеты.

Все лунки были закрыты кружками и присыпаны снегом. Конечно, когда щука возьмет живца, красный флажок взметнется, и его будет далеко видно на белом снегу. Но, кроме того, Иван наклеил на каждую катушку яркие метки. Они позволяли рассмотреть: разматывает хищница леску или нет? Так что сразу становилось ясно: пора подсекать или еще рано?

Обманчивая добыча

Тем временем Юрий с Игорем таскали небольших окуней с чебаками, которые сразу же перекочевывали в резиновое ведро. Иван, глянув на жерлицы, как будто кто ему подсказал (бывает же такое!), увидел, что самая дальняя выбросила флажок.

Техник сразу же кинулся туда. В унтах и тяжелой куртке по снегу не сильно-то и разбежишься, да и годы, как говорят, брали свое. Еще издалека Иван увидел, что катушка медленно, но крутится. И когда подбежал, то без промедления подсек. Руки почувствовали приятное сопротивление рыбы. Есть, попалась!

Солидный опыт подсказал, что это не очень крупная щука — не более двух килограммов. Вытаскивал он ее легко, но не торопился, все-таки первая на нынешней рыбалке! Боковым зрением увидел, что через две жерлицы быстро завертелась другая катушка. К счастью, он уже вытащил щучку и побежал к следующей сработавшей снасти.

Подсек и довольно легко стал выбирать леску. В какое-то время, не ощутив сопротивления, подумал было, что сорвалась. Но нет, все же попалась. Малову пришло в голову, что это, скорее всего, щуренок, которого можно еще назвать травянкой или карандашом. Однако из проруби показалась голова горбача, что немало удивило Ивана. С его-то опытом перепутать окуня и щучку!

Неповторимая уха и отдых под звездами

Меж тем быстро наступали сумерки. Томские рыбаки на тракторе уехали на ночевку в деревню, пообещав поутру вернуться. Водитель УАЗика развернул утепленную трехместную палатку, стал ее устанавливать. Он с ними был уже не на первой рыбалке.

Чтобы не готовить ночлег в темноте, Юрий и Игорь поспешили ему на помощь. Иван поместил оставшихся живцов в полиэтиленовую бутылку с мелкими отверстиями и спрятал в одной из лунок. Предварительно привязал емкость шнуром за палку. Так живцы должны были остаться целыми.

Для приготовления пищи имелась портативная керосинка. Но авиаторы все равно решили собрать сухой валежник и развести костер. Он мог бы отогнать хищников — бурого медведя, рысь или волка, если те надумают заглянуть в гости. Автор этих строк в тех местах когда-то трижды встречался с «топтыгиными»…

Из окуней была приготовлена уха. И только рыбаки знают, насколько вкусным может оказаться это свежее блюдо! Первую порцию, обжигаясь, просто пьешь из чашки, вдыхая неповторимый аромат. Затем наполняешь вторую тарелку и начинаешь уже спокойно есть, пользуясь ложкой и откусывая кусочки хлеба. И только потом, на закуску, пробуешь свежайшую рыбку.

Перед тем как залезть в спальные мешки, пошли проверить жерлицы. На одной был окунь. Ну что, пора на отдых? К ночи стало немного холоднее. В лесу поскрипывали деревья. Было очень тихо. Только в вышине сосен раздавался небольшой шум от ветра. Кое-где небо закрывали облака, но звезды все же виднелись. Дышалось легко, и душа отдыхала. Казалось, что ты остался в целом мире один!

С надеждой на хороший улов

Встали около шести утра. Пока еще было темно, занялись завтраком. С фонариком пошли проверять жерлицы. Никаких неожиданностей не оказалось. На живцов клюнули четыре щучки, каждая весом не более двух килограммов. Попался также один окунь.

Игорь не забыл проверить марлечки с кусочками мяса. Собрал на них порядочное количество мотыля, которого хватило бы на несколько рыбалок. Товарищи решили, что он явно перестарался. Но Яцков с ними не согласился и пояснил, что добытые личинки пойдут на прикорм. Нарезал мотыля, смешал с песком и илом — и все готово!

Тракторист привез томичей, которых стало меньше наполовину, и тут же уехал на Кунчурук за сеном. Время текло вяло. Несмотря на закормленные лунки, клева почти не было. Рыбаки чего только не делали, чтобы привлечь обитателей озер: меняли мормышки и наживку, пробурили лунки по всему водоему. Но за весь день поймали лишь пять окушков и одну маленькую щучку.

С таким результатом и ушли на отдых. Вся надежда была на утро. На ночь оставили только пять жерлиц, поскольку не осталось больше живцов. Расспросили о дороге на Кунчурук вернувшегося с сеном тракториста. Он им рассказал, что все нормально и на УАЗике проехать вполне можно.

Прерванный путь домой

Утром в понедельник включили радиостанцию, которая стояла на автомобиле, и попытались связаться с дежурным по части. Однако контакт установить не удалось.

На жерлицы попались четыре щучки, одна из которых потянула более чем на два килограмма! Это было уже что-то. С утра в тех же лунках, где вчера не клевало, хорошо ловились как окуни, так и чебаки.

После 11.00 стали собираться домой. Дорога предстояла дальняя. Решили ехать через Кунчурук и Болотное. Такой путь был все-таки на 120 километров короче. Разделили поровну рыбу и стартовали.

За первые полчаса преодолели около 12 км. Когда до Кунчурука оставалось около пяти километров, навстречу попался грейдер. Дальше дорога оказалась вообще прекрасная. И здесь они все, как говорится, расслабились, в том числе и водитель. На одном из поворотов шофер не справился с управлением, и автомобиль улетел с трассы, забурившись в снег далеко от дороги!

Помощь с неба

Выехать самим не было никакой возможности. Юрий Михайлович, как старший, минут десять не слушал ничьих советов. А потом предложил Игорю, самому молодому из них, идти в Кунчурук за помощью. Через минуты две, как будто что-то вспомнив, остановил Яцкова, включил радиостанцию и попытался связаться с дежурным.

Контакт удалось наладить. Хоть и с помехами, но можно было говорить и слушать. Через минут пять на связь вышел командир авиационной эскадрильи — Константин Андреевич Левитин. Еще через полчаса руководство приняло решение.

Экипаж вертолета Ми-8, который выполнял задание на Юргинском полигоне, получил приказ на обратном пути отклониться от маршрута на северо-запад на 20 километров. Сказано — сделано! Еще не было и двух часов дня, когда над нашими незадачливыми путешественниками появилось чудо техники ХХ века — винтокрылая машина.

Рыбаки, как могли, подготовили на дороге посадочную площадку. Приземление прошло благополучно. Ми-8 опустился, подняв вокруг массу снега. После трехминутной консультации было решено подцепить трос к внешней подвеске вертолета и вытянуть УАЗик на дорогу.

Воздушная авантюра

В кабине автомобиля остался Юрий Михайлович, и спасательная операция началась. Винтокрылая машина приподнялась от земли на 2-3 метра, чуть наклонила нос вперед, увеличила обороты и двинулась вперед. Из-за снежной пыли видимость оказалась практически нулевой. В результате и произошло то, чего никто из присутствовавших не предвидел.

Когда расследовали данный случай, все события были восстановлены посекундно. Выяснилось, что вертолет почти вытянул на дорогу УАЗик. И тут лопасти подъемного винта зацепили стоящую впереди березку. Ми-8 тут же клюнул носом вниз. Автомобиль при этом выскочил на дорогу, а трос лопнул.

Само же «чудо техники» воткнулось в снег, ломая лопасти о березку и землю. Все-таки двигатели сразу не остановить, а «молотят» они с мощностью более трех тысяч лошадиных сил. Лопасти диаметром более 21 метра раскручивались до трех оборотов в секунду.

Хорошо, что никто не пострадал. Вертолет восстановлению не подлежал, это было экономически невыгодно. Но его все-таки починили. Командующему не хотелось брать на себя аварию. Поэтому происшествие зафиксировали как поломку. Но, как говорит заслуженный артист Леонид Семенович Каневский, это уже совсем другая история.

Место действия, имена и фамилии изменены, любое совпадение случайно.

0

Автор публикации

не в сети 1 день

admin

6
Комментарии: 102Публикации: 1065Регистрация: 16-01-2019
Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (Пока оценок нет)
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo
Scroll Up